Бодлера называют «последним романтиком». Мятеж против жестокой и пошлой реальности, страстное стремление к идеалу — основное содержание его произведений. Однако он существенно отличается от своих предшественников и современников. Его главная книга – «Цветы зла» — представляет собой новое качество романтической поэзии. Бодлер бесстрашно погружается в самые недоступные и запретные бездны человеческого существования. Он не приемлет существующий порядок вещей и посягает даже на его основу — Бога, безразличного к страданиям людей; Бодлер желает разрушить этот порядок и ниспровергнуть установленные от века ценности. Восставший против Бога Сатана становится для него защитником всех отверженных, их помощником на нелегком пути к истинному познанию и свободе. В эту модель вписывается и тема поэта, сквозная в творчестве Бодлера. Поэт — тот же изгой, «пруклятый», "сосланный с небес на землю", чья участь особо драматична, ибо ему дан дар познания и прозрения. Предназначение искусства он видит в том, что среди мрака бытия оно освещает людям путь к истине.
Бодлер открывает для поэзии не только новые области (а вместе с ними и «запретные» пласты языка), но и новый эстетический принцип: изображение «жестокой реальности» в совершенной поэтической форме; он стремится «извлечь красоту из Зла». Его поэзию отличают скульптурная отделанность каждой поэмы, точность и емкость слова и образа, строгость рифмы, величавость и звучность стиха. Его излюбленная форма — сонет, ограниченные размеры которого позволяют максимально насыщать текст мыслью и передать «красоту обработанного металла». Заглавие сборника «Цветы зла» предельно емко отражает смысл его творчества. Сосуществование двух резко противопоставленных и неразрывно связанных друг с другом тем — отрицательной действительности и мира прекрасного - говорит одновременно о возможности и невозможности идеала и создает то трагическое звучание, которым пронизаны все стихотворения Бодлера.В истории французской литературы творчество Бодлера оказалось на переломе двух художественных эпох. Оно завершило прежнюю романтическую традицию и одновременно дало мощный импульс дальнейшему развитию французской поэзии (символизм, импрессионизм, сюрреализм).
Ох уж эти последователи). Земля скоро станет вращаться быстрее, если Бодлер перевернется в могиле каждый раз, когда его вспомнят. Спасибо за статью,хотелось бы услышать впечателния от прочтения наиболее любимомго стихотворения из "Цветов"
Если прочитать всю книгу, то будет затруднительно выбрать какой-то один стих. Хотя бы потому, что они все разные. Взять, к примеру, ту же "Исповедь", "Авель и Каин" и "Кот".. И сравнить их.
да.. наш диалог со стороны выглядит немного странно. зато твои ответы можно охарактеризовать известной цитатой "я демон отрицанья, я часть той вечной силы", и т д.=)
Рецензия на произведение Шарля Бодлера "Вино и гашиш как средства для расширения человеческой личности"
Автор:Екатерина Кравцова
Известному французскому поэту Шарлю Бодлеру принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли. Бодлер считал воздействие вина и гашиша интересным, но неприемлемым для творческой личности. В своих статьях он выступает как объективный наблюдатель, не преувеличивая психотропные эффекты гашиша и не впадая в излишнее морализаторство, поэтому и неутешительные выводы, которые он делает из своего опыта, воспринимаются с определенной долей доверия.
"Я не понимаю, зачем этот разумный, духовно развитый человек прибегает к искусственным средствам для достижения поэтического блаженства, если достаточно истинного воодушевления и воли, чтобы подняться до того сверхъестественного состояния, когда человек становится одновременно причиной и следствием, субъектом и объектом, магнетизером и ясновидящим!"
Дмитрий Гайдук "Энциклопедия конопли" о творчестве Шарля Бодлера: "Бодлеру принадлежит одно из наиболее внятных описани воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли". Но, похоже, не для самого господина Гайдука.