Французский скульптор, один из основоположников импрессионизма в скульптуре. Огюст Роден родился 12 ноября 1840 в Париже, в семье мелкого чиновника. В 1854-1857 учился в парижской Школе рисования и математики, куда поступил вопреки желанию отца. В 1864 учился у А.Л.Бари в Музее естественной истории. В 1864 на парижском Салоне Огюстом Роденом была предпринята попытка показать его первую работу - "Человек со сломанным носом"; попытка оказалась неудачной, т.к. необычность работы шокировала публику. "Человек со сломанным носом был отклонен "Салоном". Это можно вполне себе представить, поскольку чувствуешь, что в этом произведении искусство Родена уже достигло зрелости, завершенности и уверенности; с бесцеремонностью великого убеждения оно бросило вызов предписаниям академической красоты, все еще самодержавно господствовавшей. [...] Царила скульптура модели, поз, аллегорий - легкое, дешевое, удобное ремесло, довольствующееся более или менее умелым повторением нескольких канонизированных жестов. В подобном окружении голова Человека со сломанным носом Родена уже должна была вызвать ту бурю, которая по-настоящему разыгралась лишь при появлении более поздних его произведений. Однако, может быть, ее просто отослали обратно, не дав себе труда рассмотреть как следует работу неизвестного." (Райнер Мария Рильке "Огюст Роден") Попытка Родена поступить в Школу изящных искусств так же провалилась. В 1864-1870 работал в мастерской А.Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, зарабатывая созданием декоративной скульптуры. В 1871-1877 работал в Брюсселе (Бельгия): создал несколько скульптур для частных домов, несколько скульптурных групп для здания биржи и четыре большие боковые фигуры для памятника бургомистру Лоосу в парке д'Анверс. В 1875 Роден посетил Италию; в результате знакомства с творчеством Микеланджело возникла идея создания статуи "Бронзовый век". С 1877 изучал памятники французской готики. В 1885 Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую девятнадцатилетнюю Камиллу Клодель (сестру писателя Поля Клоделя), мечтавшую стать скульптором. Камилла была талантливой ученицей, моделью и возлюбленной Родена, несмотря на разницу в возрасте в двадцать шесть лет и несмотря на то, что Роден продолжал жить с Роз Бёре, ставшей спутницей его жизни с 1866, и не собирался разрывать с ней отношения. В годы близости с Камиллой Огюстом Роденом были созданы многочисленные скульптурные группы страстных любовников ("Поцелуй"). Несмотря на разрыв в их отношениях, состоявшийся в 1898, Роден продолжал способствовать карьере талантливой ученицы, но Камилла, которой была неприятна роль "протеже Родена", отказалась от его помощи. Немногие сохранившиеся ее работы свидетельствуют о том, насколько прав был Роден, говоривший: "Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное". С середины 1880-х гг. постепенно меняется манера творчества Огюста Родена: произведения приобретают эскизный характер. На Всемирной выставке 1900 французское правительство предоставило Огюсту Родену целый павильон. Умер Огюст Роден 17 ноября 1917 в своем доме в Мёдоне недалеко от Парижа. "В течении своей жизни Роден был и любим и ненавидим - ему была недоступна обычная карьера художника, но он был награжден высшими почестями авторитетов; его топтали, как упавшую клячу, а затем превозносили, как великого новатора; его считали революционером, но принимали в наиболее консервативных кругах. Правительство и официальные учреждения заказывали ему исторические памятники, но потом отказывались от созданных им шедевров. Когда он умер, "Мыслитель" и "Поцелуй" вошли к тому времени во все художественные словари по обе стороны Атлантики." (Дэвид Вейс "Нагим пришел я") Произведения Огюста Родена Среди произведений Огюста Родена - скульптурные работы, рисунки, офорты. Большинство произведений Огюста Родена, завещавшего их французскому народу, хранится в музее Родена в Париже, многочисленные варианты в бронзе и мраморе - в Музее Орсе (Париж), Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина (Москва), Национальной галерее (Берлин), в собраниях других музеев. Маска "Человек со сломанным носом" (1864; бронза; Франция, Париж, Музей Орсе; после первого показа работа была отвергнута критикой; копия - Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) Статуя "Бронзовый век" (1876-1877; бронза; приобретена государством; Франция, Париж, Музей Родена; вариант в гипсе - Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) Статуя "Шагающий" (1877; приобретена государством) Статуя "Иоанн Креститель" (1878; бронза; приобретена государством; Франция, Париж, Люксембургская галерея, Музей Родена) Горельефная композиция "Врата ада" (оформление двери Музея декоративного искусства, который предполагалось построить напротив сада Тюильри в Париже; работа над композицией началась в 1880, продолжалась до конца жизни Огюста Родена, но так и не была завершена; "Врата" были отлиты в бронзе только через восемь лет после смерти Родена; на основе сюжетов из "Божественной комедии" Данте, библейских легенд, античных мифов, поэзии Бодлера). "Тут была жизнь, была тысячекратно в любую минуту, была в томлении и в муке, в безумии и в страхе, в утрате и в обретении. Тут было непомерное желание, жажда, столь жгучая, что вся влага мира одной каплей высыхала в ней, тут не было обмана, не было предательства, а жесты, которыми берут и отдаются, - тут они были истинными и великими. Тут были пороки и богохульства, проклятие и блаженство, и вдруг выяснилось, как беден мир, скрывавший все это, хоронивший все это, делавший вид, будто этого нет. Это было. Рядом со всей историей человечества шла другая история, эта история, не знавшая облачений, условностей, различий и сословий, - одна сплошная борьба. И она тоже по-своему развивалась. Из инстинкта она превратилась в желание, из похоти, влекущей самца к самке, она стала влечением человека к человеку. И такой является она в творении Родена. Все еще длится вечная битва полов, но женщина - больше не животное, подавленное или покорное. Она страстная и возбужденная под стать мужчине, и они сопрягаются словно бы для того, чтобы обоим найти свою душу. [...] Тут вихри хотения и затишья ожидания; тут мечты, становящиеся деяниями, и деяния, переходящие в мечты. Тут, как в огромном игорном доме, выигрывается и проигрывается состояние - имя ему сила. Все это заключено в творении Родена." (Райнер Мария Рильке "Огюст Роден") Статуя "Тень" (1880, бронза; первоначально - этюд к "Вратам ада") Статуя "Грешница" (1880; бронза; Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) Статуя "Адам" (1880, бронза; первоначально - этюд к "Вратам ада") Статуя "Ева" (1881; бронза, вариант - мрамор; первоначально - этюд к "Вратам ада") Бюст А. Легро (1881) Бюст живописца Ж.-П. Лорана (1881; бронза) Статуя "Уголино" (1882; бронза; Франция, Париж, Музей Родена) Бюст скульптора Ж. Далу (1883; Германия, Берлин, Национальная галерея) Скульптурная группа "Граждане Кале" (1884-1888; установлена в 1895 в городе Кале, Франция; копия в натуральную величину - перед зданием Парламента в Лондоне; бронза; в основе сюжета - исторический эпизод, произошедший во время осады Кале английским королем в 1347 году, - казнь жителей, пожертвовавших собой ради спасения города) Статуя "Та, которая была прекрасной Ольмьер" (1885; бронза; первоначально - этюд к "Вратам ада") Статуя "Данаида" (1885; бронза, вариант - мрамор; первоначально - этюд к "Вратам ада") Бюст Камиллы Клодель (1885) Скульптурная группа "Поцелуй" (1886; бронза, вариант - мрамор; первоначально - этюд к "Вратам ада", в окончательный вариант "Врат" не вошел). "Чувствуешь, как волны из всех соприкасающихся поверхностей пронизывают тела, трепет красоты, чаяние, мощь. Потому и кажется, будто видишь блаженство этого поцелуя в каждой точке этих тел; он как восходящее солнце с его вездесущим светом." (Райнер Мария Рильке "Огюст Роден") Памятник Виктору Гюго (1886-1900; мрамор) Бюст Фальгиера (1887) Статуя "Мыслитель" (1888; бронза; первоначально - этюд к "Вратам ада"; копия - Дворец Почетного Легиона, Сан-Франциско, США) Бюст О. Мирбо (1889) Памятник Оноре де Бальзаку (1893-1897; после создания памятник со скандалом был отвергнут и установлен в 1939 в Париже на бульваре Распай; бронза; последняя монументальная работа Родена) Бюст А. Рошфора (1897) Проект "Башни труда" (1899; гипсовая модель) Скульптурная группа "Вечная весна" (1905; мрамор; Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) Бюст герцогини де Шуазель (1908) Бюст Эмиля Антуана Бурделя (1909; бронза) Бюст Ж.Клемансо (1911) Бюст Гарнье (терракота) Статуя "Сотворение человека" Памятник Клоду Лоррену (Франция, Нанси) Статуя "Химера" Бюст Бернарда Шоу Бюст П.Ж. Эймара Бюст Виктора Гюго (мрамор; Россия, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С.Пушкина) __________ Райнер Мария Рильке "Огюст Роден". Р.-М. Рильке, собрание сочинений в 3 томах, Харьков, "Фолио", М., "АСТ" 1999 Корн, Ирен Огюст Роден. "Мастер скульптуры". М.: Республика, 1997
|